5 июня на Петербургском международном экономическом форуме прошла дискуссия «Виртуальный экспортный центр: цифровая платформа развития международной торговли». Ее участники рассказали о зарубежном опыте применения онлайн-коммуникаций для развития экспорта, обсудили выстраивание взаимодействия внутри платформы и эффективность таких коммуникаций. «Деловую Россию» на этом мероприятии представлял член генерального совета Вячеслав Решетник.
Эпоха пандемии и, как следствие, закрытие границ и прекращение полетов способствовали переосмыслению традиционных каналов и инструментов коммуникаций международного бизнес-сообщества. Глубокое внедрение цифровых технологий и новых коммуникационных платформ становится жизненной необходимостью для развития международной торговли. В ряде стран уже созданы различные инновационные решения, целью которых является обеспечение непрерывного взаимодействия между экспортерами и импортерами, — так называемые виртуальные экспортные центры, привлекающие как производителей, так и байеров со всего мира.
Модерировал дискуссию вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Павел Долгов. С комментариями также выступили основатель Wink Consulting Джалал Бенбрахим, основатель ООО «Камертон +» Ирина Заседатель, директор департамента цифрового развития Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Маслов, президент Союза заготовителей и переработчиков дикоросов «Национальный экоресурс» Юрий Рудаков, глава представительства Хозяйственной палаты Хорватии в России Яков Деспот, советник президента МОО «Московская ассоциация предпринимателей» Иван Поляков.
Вячеслав Решетник высоко оценил идею виртуального экспортного центра, основываясь на собственном опыте создания платформы для бесшовного соединения предпринимателей с банками MyFi. «Просто соединить продавца и покупателя — на первый взгляд банально, но за этим скрывается очень много подводных камней. Как это сделать? Как отправить? Можно ли отправить? Какие барьеры и дополнительные налоги могут возникнуть на другой территории?», — сказал он.
Спикер убежден, что помимо обеспечения связи между покупателем и продавцом необходимы и другие сервисы для сопровождения экспортера. «Как правильно найти того самого покупателя? Есть потенциала в различных странах — как получить достоверную оперативную информацию сейчас, что нас производитель может туда экспортировать, занять определенную долю рынка и спокойно торговать? Где эту информацию получить? Банальный вопрос, но ответ очень сложный», — заметил Вячеслав Решетник, уточнив, что для начинающих экспортеров это практически непосильные задачи. Кроме того, для виртуального экспортного центра важна и другая сторона — своего рода модерирование и аккредитация экспортеров, чтобы понимать какой проект действительно готов к выходу на экспорт.
В завершение дискуссии Вячеслав Решетник обратил внимание на важность создания цифрового профиля экспортера. Упорядоченные данные помогут быстрее принимать решения и оказывать услуги экспортерам.